середа, 17 лютого 2016 р.

Заочная экскурсия по Третьяковской галерее


Цель: приобщение к миру прекрасного, к искусству, развитие эстетического чувства; духовное обогащение личности; воспитание умения видеть мир, понимать его; воспитание культуры речи учащихся.

Оборудование: репродукции картин Третьяковской галереи, портрет П. М. Третьякова, портреты художников И. И. Левитана, И. М. Крамского, И. Е. Репина, А. К. Саврасова, В. Г. Перова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, композиции В. А. Моцарта, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Человек хранит в своей памяти имена великих творцов искусства. Мы говорим о художниках... Художник в глазах других людей был волшебником, творцом чуда. Он создавал свои произведения для других людей, а они, эти люди, воспринимали творения художника, познавая себя, открывая тайны жизни, тайны человеческой души.

Дело в том, что искусство затрагивает наше самое сокровенное, самое глубокое и жизненно важное   наш духовный мир. Оно пробуждает наши чувства, учит любить и ненавидеть, страдать и радоваться; учит отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного.

Искусство завораживает, притягивая к себе людей, потому что в нем каждый человек познает самого себя, постигая таинства жизни, открывает целый мир чувств.

Во время сегодняшнего путешествия юные экскурсоводы познакомят вас с картинами известных мастеров и рассказом о самом талантливом российском коллекционере Павле Михайловиче Третьякове.

1-й экскурсовод. Третьяковская галерея – создание XIX века, признанного века музеев. Историю галереи принято отсчитывать с 1856 года, когда молодой московский купец Павел Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. В это время в Москве и Петербурге были уже богатые частные коллекции, но не им суждено было стать основой музея национального искусства.

С самого начала Третьяков собирал не частную коллекцию для себя и своих потомков, он руководствовался идеей создания общественного музея, так как, по его убеждению, «нажитое от общества должно вернуться» обществу, т. е. народу. И это сразу обеспечило ему поддержку и уважение художников, которые предпочитали продавать свои картины именно Третьякову, часто снижая для него цену. Третьяков подчеркивал, что созданием своей галереи он обязан бескорыстию художников. В своем завещании в 1860 году Павел Михайлович написал: «Капитал <...> сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи <...> Для меня <...> не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1892 году Третьяков обратился в московскую городскую Думу с предложением принять от него в дар его картинную галерею (она включала около двух тысяч произведений русских художников XVIII в XIX веков).

В собственности Третьякова также находились иконы XV – XVII веков, которые позже влились в экспозицию галереи.

В конце 1860-х – начале 1870-х годов собирательская деятельность Третьякова получает еще одно направление: Павел Михайлович начинает приобретать и заказывать портреты русских писателей, композиторов... Своими заказами Третьяков стимулировал развитие портретной живописи в России; Третьяков умел ценить талантливых людей и поклонялся им.

Другим его «богом» была природа. Коллекция, собранная Третьяковым, обнаруживает необычайно тонкое понимание им пейзажной живописи.

Что же за человек был Павел Михайлович Третьяков, создавший один из крупнейших музеев мира? По свидетельствам близко знавших его людей, он был скромный до застенчивости человек, с умными глазами и вдумчивым взглядом. Он был равнодушен к чинам и официальным почестям, не любил шумных сборищ, светских развлечений, излишеств и изысков в еде и одежде, не выносил праздности, ничего показного, был тих, молчалив и строг.

Таким мы видим его на репинском портрете: сухощавая сутулая фигура Третьякова на фоне стен его галереи, в излюбленной позе ю со скрещенными на груди руками, среди картин, которые более всяких слов раскрывают подлинный мир этого человека, высокий строй его души, вводят его портрет в галерею собранных им самим портретов «лучших людей нации».

Давайте и мы с вами попытаемся приобщиться к миру прекрасного, литературе, искусству и хотя бы частичкой души, сердца понять, что прекрасное есть жизнь, жизнь реальная, жизнь, запечатленная великими художниками в их полотнах...
  
III. Ознакомление с художниками и репродукциями картин

2-й экскурсовод. Итак, перед нами репродукция картины «Дуб» Исаака Ильича Левитана. Пожалуй, никто из русских живописцев не выражал так глубоко связь души человека с жизнью природы, как И. Левитан. Она рождает у нас, зрителей, настроение радости от встречи с прекрасным.

Изображена уютная лесная поляна. Старый, с уже облезающей корой, высыхающими ветвями дуб кажется еще крепким и сильным. Желтая, изумрудная зелень, рыжие стволы сосен – все объединено золотым солнечным светом.

Человека здесь нет, но пейзаж как бы наполнен его теплой душевностью. И в памяти возникает образ сказочного леса. Вы вдыхаете сладостный воздух, запахи цветов. И вместе с ними вбираете в себя энергию неба и земли.

В русской природе Левитану дороги леса, поля, реки и озера, цветущие луга и пашни. В картинах, написанных художником, чувствуется нежная любовь к России. Он передает различные состояния природы, улавливает тончайшие нюансы красок в окружающем мире.

Радостное восприятие жизни звучит в «Золотой осени» Левитана. Мы видим сверкающее золото берез, багрянцем вспыхнувшую осинку, побуревшую траву, холодную синюю гладь речки...

3-й экскурсовод. Иван Николаевич Крамской. Родился в 1837 году в Воронежской губернии. Сын и внук писаря, он должен был продолжить семейную профессию. Но перспектива «скрипеть пером» Крамского не прельщала. Он стал художником.

Одна из самых популярных во всем русском искусстве XIX века картина «Неизвестная». Мы говорим о ее репродукции.

По зимнему Невскому в открытом экипаже едет молодая женщина. Чувствуя на себе восхищенные взоры прохожих, она чуть повернула голову в сторону тротуара, и это дает возможность хорошо рассмотреть ее лицо... Оно красивое и холодное одновременно. В ее снисходительном, почти надменном взгляде чуть заметная, затаенная грусть... И взгляд женщины, и ее величавая осанка  воплощение гордости и неприступности.

Кто же такая эта Неизвестная? Это и поныне остается тайной. Среди художников сохранилась романтическая легенда о неожиданной встрече Крамского на улице с незнакомой женщиной, поразившей его яркой красотой и необычным выражением лица. Через какое-то время в доме друзей, листая семейный альбом, художник среди множества фотографий увидел то же лицо и узнал историю нелегкой, исполненной драматизма жизни. Каждая деталь заставляет нас задуматься над тем, кто же такая эта незнакомка, какой ценой ей пришлось заплатить за роскошь, окружавшую ее.

В ее взгляде вызов, но за ним читается опустошенность и надломленность... И все же она маняще красива...

Так, создав портрет «Неизвестная», воплотил Иван Николаевич Крамской свое стремление к прекрасному в жизни и искусстве.

4-й экскурсовод. Илья Ефимович Репин... Его искусство подобно звучанию могучего органа. Жизнь современной ему России во всей полноте противоречий и многообразии, глубокие драмы ушедших веков, портреты писателей, музыкантов, общественных деятелей, крестьян, высших чиновников – все это живет на полотнах великого мастера.

Родился Илья Ефимович Репин в 1844 году на Украине, в небольшом городке Чугуеве, близ Харькова. С родными местами связаны и первые жизненные и художественные впечатления Репина.

Молодость Репина была прославлена картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873), сразу сделавшей его имя самым значительным в русском искусстве.

В 1880-1891 годах художник работает над историческим полотном «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Стихия характеров, дух товарищества, удаль, сила и свободолюбие раскрыты мастерски и ярко. Каждый персонаж, каждое лицо имеют свое выражение, свой характер... «Ну и народец же! – писал Репин о своих “Запорожцах”. – Голова кругом идет от их гаму и шуму... с ними нельзя расстаться... Чертовский народ!»

5-й экскурсовод. Алексей Кондратьевич Саврасов... «Грачи прилетели». Натурное изображение русской природы о одна из самых популярных тем для художников.

Знаменитая картина писалась с натуры в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа. Может быть. «Грачи...» потому так и полюбились всем, что художник очень точно выразил чувства уставшего от долгой зимы северного жителя, терпеливо ожидающего первых весенних дуновений. Изобразительный «рассказ» Саврасова необычайно конкретен. Он насыщает картину множеством деталей: тает снег, его поверхность испещрена птичьими следами, вода собирается в низинах, воздух пропитан весенней сыростью, грачи вьют гнезда, а рядом течет повседневная жизнь людей.

Весну Саврасов любил более всего. Как никто другой, он умел передавать этот вздох и затаенную радость человека при виде солнца, новой листвы, первых цветов, птичьих голосов (птицы всегда населяют его пейзажи). «Пейзаж не имеет цели если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам... Романтика бессмертна... Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна... Земля ведь с рай, а жизнь а тайна», любил повторять художник.

6-й экскурсовод. Василий Григорьевич Перов   крупнейший русский художник у реалист второй половины XIX века, поэт русской природы и бытописатель. Перов очень любил русскую природу страстно и искренне.

Каждую весну великий художник отдыхал в лесах, охотясь за дичью, прислушиваясь к токующему глухарю, подстерегая возле озера гусей или уток. «Художник должен быть поэт»   говорил Василий Григорьевич.

Перед вами репродукция картины «Птицелов».

Однажды ранним утром подглядел художник Перов на опушке леса старика   любителя птиц   и написал поэтическую картину «Птицелов».

Раннее утро. Солнце уже бросило свои первые лучи на молодую зелень, позолотило стволы кряжистых деревьев. На опушке леса расположился старый птицелов. Притаившись за деревом в тени, он подносит к губам манок и издает мягкий, похожий на птичью песню звук, заманивая свистом птиц. Тут же, в траве, стоит клетка.

Внук, пришедший вместе с ним, примостился рядом. Он весь я внимание. Опершись на клетку и весь насторожившись, мальчик вслушивается и всматривается, ожидая прилета птиц.

«Птицелов» - рассказ о жизни простых, обыкновенных людей, влюбленных в жизнь и природу с ее тихими опушками лесов, перелесками, серенькими облаками.

С большим проникновением написана природа в картине «Охотники на привале».

Работая над этой картиной, Перов внимательно вглядывался в особенности пейзажа, пристально изучал цвет неба и тона порыжевшей осенней травы.

С большим мастерством изображены на этой картине люди: старый враль, увлеченно рассказывавший охотничью небылицу, молодой крестьянский сынок, принимающий небылицу за истину, пожилой крестьянин, недоверчиво почесывающий за ухом. Милые, простые люди. А рядом с ними , скромная, неброская, дорогая сердцу Перова природа.

Пейзаж написан мастерски, с великим проникновением в особенности осенней русской природы. Картина волнует каждого глубокой искренностью и человечностью содержания.

7-й экскурсовод. Яркой фигурой русской пейзажной живописи был Архип Иванович Куинджи. Он пишет пейзажи, воспроизводящие то яркие, напоенные светом солнечные дни, то сияние луны ночью, то сверкающие всеми красками закаты.

Одной из известнейших и любимых народом картин в русской пейзажной живописи является картина «Березовая роща». Она привлекает какой-то особой жизнерадостностью, удивительной поэтичностью.

Сверкающие своей белизной стволы берез. Залитой солнцем сочно зеленый ковер росистой травы. Художник заставляет любоваться тем, как радостно, ликующе трепещет в солнечном свете каждый листок, каждая травинка с блестящими капельками росы. Ничто не нарушает этой волшебной красоты. Художник с огромным вдохновением воспевает в картине поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.

8-й экскурсовод. Иван Иванович Шишкин. «Утро в сосновом лесу».

В этой картине Шишкин как бы ведет зрителя в лесную чащу, где резвящиеся медвежата радуются жизни.

Еще рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается легкий туман, застилающий лесные дали прозрачной дымкой. Дремлют сосны, еще не сбросившие с себя сон. Солнце, выглянувшее из-за горизонта, чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко-высоко над деревьями. Воздух, пахнущий смолой, чуть сыроват, прохладен и душист.

Перед нами жизнь природы в местах, где не ступала еще нога человека. В чаще леса, на полянке, у сосны, сломленной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий залез на верхушку сосны и смотрит вниз.

Голубоватый туман, окутывающий стволы сосен, придает картине удивительное очарование. Вершины деревьев освещены лучами восходящего солнца.

Безветрие, спокойствие, тишина и величие.

Сентябрь. Деревья в позолоте. Березы украсились темными листьями. При малейшем дуновении ветерка они падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Верхушки некоторых берез уже сбросили свою листву. Опавшие листья шуршат под ногами. Над увядающей природой ясное лазурное небо. Воздух чист и прозрачен.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березу, и она осыпала нас легкими листьями и каплями дождя. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

9-й экскурсовод. Виктор Михайлович Васнецов   выдающийся русский живописец. Особенно известен картинами на темы национальной истории, русских былин и народных сказок.

Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки об Аленушке взволновали сердце художника и вдохновили его на создание картины.

Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими золотыми листьями. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Неподвижен черный омут. Тяжела тишина. Страшен дремучий лес. В молчании застыли молоденькие елочки с начинающей темнеть зеленью. Под легким набегающим ветерком шепчутся листья нежных стройных осинок.

Грустная, задумчивая осень... Тихая печаль разлита в начинающей увядать природе.

Прибежала Аленушка в лесную чашу, чтобы выплакать свое горе. Природа грустит и плачет вместе с нею.

Первая пора осеннего увядания. Темно-зеленые, красно-коричневые краски природы.

«Аленушка» « это лирическая поэма о чудесной русской девушке и о величественной природе. Картина свидетельствует об огромной любви художника к своему народу, о его умении проникнуть в мир народной фантазии.

10-й экскурсовод. Около двадцати пяти лет своей творческой жизни отдал Виктор Михайлович Васнецов работе над картиной «Богатыри», осуществив свою мечту создать монументальное полотно на темы народных былин.

На полотне изображены три русских воина: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточенно вглядывается вдаль.

Уверенность, сила и мощь чувствуются в его ладной богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов». Илья уже не молод, серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь. Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.

Добрыня Никитич - сын богатого князя из Рязани. Богатством украшения и оружия, нарядностью одежды он выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит горит и переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. И конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками и полумесяцами. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. Он достойный собрат Ильи Муромца.

Алеша Попович находчив и смел. Вооружен он легко: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая». Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровчаты». Весельчак и балагур, он что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Конь его изворотлив, легок и стремителен.

В былине о них говорится: «Три года стоят богатыри на заставе...»

Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри Древней Руси. В это глубоко верил и сам художник.

На картине «Богатыри» Васнецов так изобразил защитников родины, что они стали художественным олицетворением воинской доблести, силы и славы русского народа.

Учитель. Наша экскурсия подошла к концу. Вам предлагается дать свои отзывы, обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном…

IV. Отзывы, обмен впечатлениями.



















Список использованных источников

  1. Архип Куинджи. Из собраний Русского музея [Электронный ресурс] : интеракт. прогр. : мультимед. фильм// Русский музей : виртуальный филиал. Infozone 1024-768 / авт. ст. И. Шувалова, Г. Палова [и др.] – [Электрон. прогр.]. – СПб., 2008. – Загл. с экрана.
  2. Васнецовы Аполинарий и Виктор [Электронный ресурс] : интеракт. прогр. : мультимед. фильм// Русский музей : виртуальный филиал. Infozone 1024-768 / Науч. рук. Е. Петрова. – [Электрон. прогр.]. – СПб., 2008. – Загл. с экрана.
  3. Государственная Третьяковская галерея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru
  4. Иван Шишкин. Из собраний Русского музея и Третьяковской галереи [Электронный ресурс] : интеракт. мультимед. прогр.// Русский музей : виртуальный филиал. Infozone 1024-768 Художники / авт. ст. И. Шувалова, Г. Палова [и др.] – [Электрон. прогр.]. – СПб., 2008. – Загл. с экрана.
  5. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nimrah/exhibitions/old/96
  6. Сокровища музеев России / [авт. сост. В. Н. Сингаевский]. – М. – СПб. : АСТ : Полигон, 2008. – 223 с.
  7. Шедевры русской живописи [Электронный ресурс] : [33 интерактивных видеоурока]. – М. : ООО Кирилл и Мефодий, 2002. – эл. опт. диск (CD-ROM)

Немає коментарів:

Дописати коментар