Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Э. Сетона-Томпсона «Лобо», показать стремление писателя пробудить у читателей интерес к миру животных, желание сберечь, защитить его, воспитывать у школьников любовь к миру природы.
Оборудование: Презентация к уроку, портрет Э. Сетона-Томпсона, иллюстративный материал, текст рассказа, мелодия «Звуки природы».
Эпиграф: «Мы – дети одной матери-природы». Э. Сетон-Томпсон
Ход урока:
І. Мотивация учебной деятельности.
Вот уже несколько уроков подряд мы говорим с вами о произведениях, связанных с природой. Сегодняшний урок – не исключение. Природа – это бесценный дар, которым награждены мы, люди. Природа – это то, что окружает нас с детства: зеленые сочные травы, ветвистые деревья, пение птиц, голубое безоблачное небо, реки, озера, моря, домашние животные.
Берегите природу
Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес
Найду родник холодный
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой
Природа дарит негу
И силы придает
Эх, птиц свободных мне бы
Почувствовать полет.
Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч
Тема природы всегда была актуальна в литературе. Человек, растения, птицы и звери – неотъемлемая часть природы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Э. Сетона-Томпсона (обращение к эпиграфу). А кто такой Э. Сетон-Томпсон? Человек, в одном лице которого соединились ученый, писатель и художник, который писал интереснейшие рассказы о животных. И сегодня на уроке нас ждет встреча с необычным героем одного из его произведений – могущественным волком «Лобо».
ІІ. Актуализация знаний учащихся
1. Беседа
– Какие сказки вы знаете, где героем был бы волк? («Волк и коза», «Иван царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Лисичка-сестричка и волк»).
– Каким мы видим волка в сказках? (злым, трусливым, жадным, корыстным, хитрым, лукавым, притворщиком и плутом, вечно голодным).
По-другому показано его в колыбельных песнях: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».
– Вспомните пословицы и поговорки об этом животном:
«Волка ноги кормят»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву»
«С волками жить – по-волчьи выть»
«Дружного стада и волк не берет».
– А какое произведение мы изучали совсем недавно, где упоминается это животное?
(«Маугли» Р. Киплинга. Я думаю, всех поразило благородство души волка-отца и матери-волчицы, которые не позволили съесть беззащитного человеческого детеныша. Мы восхищаемся мудростью и рассудительностью Акелы, Серого Одинокого Волка, вожака стаи).
– А какой волк с научной точки зрения?
(сообщение заранее подготовленного учащегося).
Волк (Canislupus) – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина его тела может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота – до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг. Самка немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии, Северной Америке. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 км2 . За сутки волк пробегает 180-200 км.
Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью. К добыче подкрадываются шагом.
Самец и самка образуют семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотится, оберегают от опасности.
Волки – умные хищники. Большой урон они наносят скотоводству и охотничьему хозяйству.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Итак, сегодня мы поговорим о другом волке: мудром, верном, терпеливом, преданном и способном бороться за свою жизнь.
IV. Изучение нового материала
– Что же лежит в основе написания этого рассказа?
1. История написания рассказа «Лобо» (сообщение заранее подготовленного учащегося)
В основе этого рассказа лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из его знакомых, пригласил Сетона-Томпсона на свою ферму в Нью-Мексико на охоту. Долину Куррумпо считали одной из богатейших скотоводческих областей в штате. А там, где много скота – много волков. Гигантским вожаком стаи там был волк, необычайно умный и смелый. Сетон-Томпсон решил поймать этого зверя.
– Что означает имя «Лобо»? (Лобо – в переводе с испанского «волк»).
– Почему мексиканцы называли старого волка властелином?
2. Словарная работа.
В словаре читаем:
Властелин
1. Тот, кто обладает властью, повелитель.
2. Правитель, обладающий всей полнотой власти, владыка.
– Что мы узнаем о Лобо и его стае? (Найдите в тексте и зачитайте).
3. Работа в группах.
– Составьте ассоциативный куст, подобрав эпитеты, характеризующие главного героя произведения (жестокий, своевольный, лукавый, опасный, гигантский, хищный, мудрый, смелый, старый, серый, могущественный, сообразительный).
– Какое впечатление произвел на нас этот хищник в начале рассказа?
– Найдите в тексте слова, которыми автор называет своего героя (великий старый хищник, герой бесчисленного множества беззаконных набегов, властелин края, гигантский вожак, волк-великан, волчий вожак, лукавый разбойник, волк-оборотень, король волков, серый хищник).
4. Работа с текстом
Попробуем с помощью цитат доказать, что волк Лобо – очень разумное существо.
• «Старый Лобо был великаном среди других волков, и хитрость его и сила соответствовали его росту».
• «Стая Лобо была невелика. Лобо имел их лишь столько, сколько ему хотелось иметь; возможно даже, что его свирепый нрав препятствовал увеличению стаи».
• «Они точно надсмехались над всеми охотниками, презирали всякую отраву…».
• «Эти хищники были толсты, упитаны и отличались большой разборчивостью в еде. Они никогда не прикасались к животному, умершему естественной смертью, больному или грязному…».
• «Он (Лобо) всегда угадывал присутствие отравы и избегал ее».
• «Одного он только боялся – огнестрельного оружия».
• «Лобо никогда не нападал на человека и старался не встречаться с ним».
• «Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы».
• «Старый король волков был слишком хитер, и я не мог перехитрить его…».
Лобо – сильный, умный, хитрый хищник. Он способен оценивать опасную ситуацию и ему удается сберечь жизнь всей стаи. Лобо – необычный волк. Его способности удивляют людей. Именно поэтому его прозвали «волк-оборотень».
5. Беседа.
– Почему человеку все-таки удалось одолеть непобедимого волка?
(цитата с. 241-242 учеб.).
(Лобо опекал Бланку, но чувствуя особое отношение старого волка, Бланка позволяла себе «ослушаться» вожака. Поэтому она попала в железные капканы).
– Как вы считаете, за что «полюбил» грозный вожак стаи Бланку?
(цитата с. 243 учеб.).
– Что свидетельствует о том, что потеря Бланки для Лобо – страшное горе?
(«Жалобно выл», «протяжно выл», «в голосе слышалось горе», «будто звал свою подругу», «душераздирающе, горестно выл»).
Король волчьей стаи, мудрый и непобедимый Лобо, обманут и побежден. Его погубило вечное чувство любви, преданности, привязанности. Неосторожный Лобо, безразличный к жизни без верной Бланки, пошел навстречу наказанию сам.
«Говорят, лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было подумать, что сердце этого свирепого хищника вынесет такое тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу».
Вот так и закончилась история канадского ученого-натуралиста Э. Сетона-Томпсона о величественном и гордом волке Лобо – властелине Куррумпо. Одинокий, обманутый, израненный зверь, умер.
– Какое отношение к Лобо возникает у нас в конце рассказа?
(его гордость; непокорность, преданность вызывают у нас любовь к зверю, восхищение им).
V. Итог урока
Игра «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал (узнала)….
VI. Домашнее задание:
Составить сенкан (ключевое слово «Лобо»).
Оборудование: Презентация к уроку, портрет Э. Сетона-Томпсона, иллюстративный материал, текст рассказа, мелодия «Звуки природы».
Эпиграф: «Мы – дети одной матери-природы». Э. Сетон-Томпсон
Ход урока:
І. Мотивация учебной деятельности.
Вот уже несколько уроков подряд мы говорим с вами о произведениях, связанных с природой. Сегодняшний урок – не исключение. Природа – это бесценный дар, которым награждены мы, люди. Природа – это то, что окружает нас с детства: зеленые сочные травы, ветвистые деревья, пение птиц, голубое безоблачное небо, реки, озера, моря, домашние животные.
Берегите природу
Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес
Найду родник холодный
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой
Природа дарит негу
И силы придает
Эх, птиц свободных мне бы
Почувствовать полет.
Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч
Тема природы всегда была актуальна в литературе. Человек, растения, птицы и звери – неотъемлемая часть природы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Э. Сетона-Томпсона (обращение к эпиграфу). А кто такой Э. Сетон-Томпсон? Человек, в одном лице которого соединились ученый, писатель и художник, который писал интереснейшие рассказы о животных. И сегодня на уроке нас ждет встреча с необычным героем одного из его произведений – могущественным волком «Лобо».
ІІ. Актуализация знаний учащихся
1. Беседа
– Какие сказки вы знаете, где героем был бы волк? («Волк и коза», «Иван царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Лисичка-сестричка и волк»).
– Каким мы видим волка в сказках? (злым, трусливым, жадным, корыстным, хитрым, лукавым, притворщиком и плутом, вечно голодным).
По-другому показано его в колыбельных песнях: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».
– Вспомните пословицы и поговорки об этом животном:
«Волка ноги кормят»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву»
«С волками жить – по-волчьи выть»
«Дружного стада и волк не берет».
– А какое произведение мы изучали совсем недавно, где упоминается это животное?
(«Маугли» Р. Киплинга. Я думаю, всех поразило благородство души волка-отца и матери-волчицы, которые не позволили съесть беззащитного человеческого детеныша. Мы восхищаемся мудростью и рассудительностью Акелы, Серого Одинокого Волка, вожака стаи).
– А какой волк с научной точки зрения?
(сообщение заранее подготовленного учащегося).
Волк (Canislupus) – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина его тела может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота – до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг. Самка немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии, Северной Америке. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 км2 . За сутки волк пробегает 180-200 км.
Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью. К добыче подкрадываются шагом.
Самец и самка образуют семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотится, оберегают от опасности.
Волки – умные хищники. Большой урон они наносят скотоводству и охотничьему хозяйству.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Итак, сегодня мы поговорим о другом волке: мудром, верном, терпеливом, преданном и способном бороться за свою жизнь.
IV. Изучение нового материала
– Что же лежит в основе написания этого рассказа?
1. История написания рассказа «Лобо» (сообщение заранее подготовленного учащегося)
В основе этого рассказа лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из его знакомых, пригласил Сетона-Томпсона на свою ферму в Нью-Мексико на охоту. Долину Куррумпо считали одной из богатейших скотоводческих областей в штате. А там, где много скота – много волков. Гигантским вожаком стаи там был волк, необычайно умный и смелый. Сетон-Томпсон решил поймать этого зверя.
– Что означает имя «Лобо»? (Лобо – в переводе с испанского «волк»).
– Почему мексиканцы называли старого волка властелином?
2. Словарная работа.
В словаре читаем:
Властелин
1. Тот, кто обладает властью, повелитель.
2. Правитель, обладающий всей полнотой власти, владыка.
– Что мы узнаем о Лобо и его стае? (Найдите в тексте и зачитайте).
3. Работа в группах.
– Составьте ассоциативный куст, подобрав эпитеты, характеризующие главного героя произведения (жестокий, своевольный, лукавый, опасный, гигантский, хищный, мудрый, смелый, старый, серый, могущественный, сообразительный).
– Какое впечатление произвел на нас этот хищник в начале рассказа?
– Найдите в тексте слова, которыми автор называет своего героя (великий старый хищник, герой бесчисленного множества беззаконных набегов, властелин края, гигантский вожак, волк-великан, волчий вожак, лукавый разбойник, волк-оборотень, король волков, серый хищник).
4. Работа с текстом
Попробуем с помощью цитат доказать, что волк Лобо – очень разумное существо.
• «Старый Лобо был великаном среди других волков, и хитрость его и сила соответствовали его росту».
• «Стая Лобо была невелика. Лобо имел их лишь столько, сколько ему хотелось иметь; возможно даже, что его свирепый нрав препятствовал увеличению стаи».
• «Они точно надсмехались над всеми охотниками, презирали всякую отраву…».
• «Эти хищники были толсты, упитаны и отличались большой разборчивостью в еде. Они никогда не прикасались к животному, умершему естественной смертью, больному или грязному…».
• «Он (Лобо) всегда угадывал присутствие отравы и избегал ее».
• «Одного он только боялся – огнестрельного оружия».
• «Лобо никогда не нападал на человека и старался не встречаться с ним».
• «Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы».
• «Старый король волков был слишком хитер, и я не мог перехитрить его…».
Лобо – сильный, умный, хитрый хищник. Он способен оценивать опасную ситуацию и ему удается сберечь жизнь всей стаи. Лобо – необычный волк. Его способности удивляют людей. Именно поэтому его прозвали «волк-оборотень».
5. Беседа.
– Почему человеку все-таки удалось одолеть непобедимого волка?
(цитата с. 241-242 учеб.).
(Лобо опекал Бланку, но чувствуя особое отношение старого волка, Бланка позволяла себе «ослушаться» вожака. Поэтому она попала в железные капканы).
– Как вы считаете, за что «полюбил» грозный вожак стаи Бланку?
(цитата с. 243 учеб.).
– Что свидетельствует о том, что потеря Бланки для Лобо – страшное горе?
(«Жалобно выл», «протяжно выл», «в голосе слышалось горе», «будто звал свою подругу», «душераздирающе, горестно выл»).
Король волчьей стаи, мудрый и непобедимый Лобо, обманут и побежден. Его погубило вечное чувство любви, преданности, привязанности. Неосторожный Лобо, безразличный к жизни без верной Бланки, пошел навстречу наказанию сам.
«Говорят, лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было подумать, что сердце этого свирепого хищника вынесет такое тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу».
Вот так и закончилась история канадского ученого-натуралиста Э. Сетона-Томпсона о величественном и гордом волке Лобо – властелине Куррумпо. Одинокий, обманутый, израненный зверь, умер.
– Какое отношение к Лобо возникает у нас в конце рассказа?
(его гордость; непокорность, преданность вызывают у нас любовь к зверю, восхищение им).
V. Итог урока
Игра «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал (узнала)….
VI. Домашнее задание:
Составить сенкан (ключевое слово «Лобо»).
Немає коментарів:
Дописати коментар