четвер, 11 лютого 2016 р.

Мастерская по повести А.С. Пушкина «Метель»

Цель урока: Учить учащихся видеть произведение в единстве содержания и формы. Учить анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности. Развивать речь, мышление, творческие способности, умение решать проблемные вопросы. Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С. Пушкина, нравственные качества на примере его произведений.

Оборудование: текст повести, иллюстрации к ней, портрет А.С. Пушкина, запись вальса Г. Свиридова к повести «Метель», презентация к повести.

Тип урока: педагогическая мастерская.


Ход урока:

I. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем с вами небольшую музыкальную композицию.


II.Мотивация учебной деятельности

На доске портрет А.С. Пушкина, звучит вальс Г. Свиридова «Метель».

–  О чем это музыкальное произведение?
–  Что изображает эта музыка?
(зиму, метель, вьюгу).
–  Каким настроением наполнена?
–  Как она связана с нашим уроком?


III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим анализировать повесть А.С. Пушкина «Метель», одну из повестей, включенных в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»:

–  Вспомните название тех повестей, которые входят  в цикл «Повестей Белкина»?
(«Барышня – крестьянка»; «Выстрел»; «Станционный смотритель»; «Гробовщик»).


IV. Работа по теме урока.

1. Ассоциативное рисование.

– Сейчас откройте тетради и запишите слово «Метель» как хотите. Можно буквами, можно с помощью рисунка. Можно маленькими буквами, можно большими, используя цветные карандаши, фломастеры. Изобразите это слово (звучит вальс Г.Свиридова).

– Какого цвета будет ваше слово? Почему? У кого самая интересная работа?

А теперь, к слову МЕТЕЛЬ подберем смысловые ассоциации. Вспомните метель, всмотритесь внимательно в это слово еще раз. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями о метели.

Произнесите слова, которые вам захотелось произнести. Начните так: Я представляю… (холод, снег, снежинки, ветер, свист, вьюга, мороз…)

У А. С. Пушкина много стихотворений о зиме. Давайте дополним свои ассоциации пушкинскими. (Чтение учащимися и учителем стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя утро», «Бесы»).

Произнесите вслух слова-ассоциации о метели, которые вам больше всего запомнились из стихотворений. (Вьюга злится, небо мутно, вихри снежные…).

2. Анализ повести А.С. Пушкина «Метель».
   Беседа

– А теперь вернемся к нашей повести.
– Мне хотелось бы обратиться к эпиграфу. Давайте его прочтем.
– Из какого произведения эти строки? (В. Жуковский «Светлана»).
– Какую мысль выражает эпиграф, избранный А.С.Пушкиным?
(предвещает что-то недоброе, печальное, трагическое, связанное с метелью, начавшейся «вдруг». И в балладе В. Жуковского, и в повести А.С. Пушкина, героини видят сны, предвещающие, что должно произойти что-то, нехорошее).
– Назовите главных героев повести (Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин).

Прочитав произведение, мы узнаем, что все герои попадают в метель. Маша, Владимир, Бурмин становятся жертвами метели.

– Давайте поговорим о роли метели в повести.
– Почему произведение называется именно так? Каково значение этого образа? 

(Метель можно считать полноправным героем. Все события в повести происходят во время метели. Кому-то она  мешает, кого то направляет).

Повесть названа «Метель», так как это сила, которая изменила жизнь героев повести. Метель играет роль судьбы, случая, от которого, по мнению А.С. Пушкина, может зависеть жизнь человека. Метель заметает жизненную дорогу, человек не видит перед собой ясного пути, не знает, что его ждет).

– Найдите в тексте цитаты, помогающие передать взаимоотношение каждого из героев с метелью.

Марья Гавриловна Владимир Бурмин
«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу». «Поднялся ветер и сделалась такая метель»…

«Небо слилось с землею»…

«Метель не утихала, небо не прояснялось»…
«Вдруг поднялась ужасная метель»

«Кто-то меня так и толкал».

«Между тем, метель не унималась»…

«Буря не утихала»…

– Какой вывод из этого можно сделать? (Метель определила судьбу героев).
– Что такое судьба? Как вы понимаете значение этого слова? (Это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли).
– Почему Пушкин называет Машу «молодой преступницей»? Какие законы она преступила? (нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).

Предлагаю вам посмотреть отрывки из художественного фильма В. Басова «Метель».




V. Итог урока.

– О чем эта повесть? (о любви, о метели, о судьбе, об уважении к старшим, о предзнаменовании).

– Какова же роль стихии в жизни наших героев?

(Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце. А лихой повеса    Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он стал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она показалась ему недурна: полюбив теперь по настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало  препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородино и умер. Но память о нем, герое, стала «священна»).


VI. Рефлексия.

Выразите свои чувства, мысли, проанализируйте свое эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке. Начните так:

Было трудно…
Было легко…
Было интересно…
Я узнал (ла)…


VII. Домашнее задание.

1. Составить сенкан. Ключевые слова: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин.
2. Предлагаю вам посмотреть художественный фильм Владимира Басова (1964). Киностудия «Мосфильм». (экранизация одноименной повести А.С.Пушкина).

Немає коментарів:

Дописати коментар