Цель урока: учить учащихся выражать свои мысли, характеризовать главных героев повести, развивать навыки слушания и говорения, воспитывать в детях чувство любви и сострадания.
Оборудование: текст повести, репродукции картин В. Перова, музыка П.И. Чайковского «Печальная песня», запись песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров».
Ход урока:
І Организационный этап (приветствие учащихся, организация рабочего места).
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество русского писателя, общественного деятеля Владимира Галактионовича Короленко тесно связана с Украиной. Будущий писатель родился в Житомире, здесь учился в гимназии, увлекался героическим прошлым украинского народа, творчеством Тараса Шевченко. Не случайно учитель гимназии Буткевич так сказал про Владимира Короленко: «Казацкий внук и правнук великого казацкого рода».
Украина, украинская культура и литература навсегда вошли в жизнь Короленко. Сегодня заключительный урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
– Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
(ответы детей).
ІІІ. Анализ картин В. Перова.
Посмотрите репродукции картин художника В. Перова – современника В. Г. Короленко.
– Что их сближает?
(На экране репродукция картин Перова «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети»).
IV Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Печальная песня».
– Слышите ли вы похожее настроение в музыке?
Это «Печальная песня» П.И. Чайковского, тоже современника В. Г. Короленко. Да, очень много печального и в произведении Короленко, и в картинах Перова, и в музыке Чайковского. Но мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. Попробуем их увидеть. (Обращение к эпиграфу).
– Помните как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».
– Как вы понимаете эти слова?
– Какими качествами должен быть наделен человек, «имеющий сердце»?
Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.
– А как вы понимаете эти слова?
V. Проверка домашнего задания (дети дома должны были выписать из толкового словаря значения этих слов).
На доске появляются толкования слов.
Любовь – чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые каким-нибудь несчастьем, горем.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.
– А Вася наделен этими добродетелями?
– Найдите в тексте подтверждение этому.
VІ. Работа в группах с текстом повести.
Ребята приводят цитаты из текста, подтверждающие их мнение.
– Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви, значит, одно невозможно без другого.
– Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим (он убегает из дома, его считают хулиганом).
VІІ. Беседа.
– Почему у Валека и Маруси до встречи с Васей не было друзей среди сверстников? Были ли настоящие друзья у Васи?
– Как началась дружба детей? Что они ценили друг в друге?
– В чем проявились дружеские чувства у детей?
– Какие испытания пережила их дружба?
– Какой след в жизни Васи оставила дружба с детьми подземелья?
– Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?».
(Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своем горе. Эта встреча открыла ему путь к себе и своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают ее чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим).
VІІІ. Разгадайте кроссворд.
А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.
(Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом». Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в «дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
ІХ. Итог урока.
– Почему же, ребята «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»? (обращение к эпиграфу).
Действительно, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше отдает, тем больше приобретает.
Х Домашнее задание.
Напишите развернутый ответ на вопрос:
Что значит уметь сострадать?
ХІ Рефлексия.
Каждый учащийся получает лист бумаги, на котором должен продолжить и записать предложение «Самое главное, что я понял(ла), прочитав рассказ «В дурном обществе»».
Оборудование: текст повести, репродукции картин В. Перова, музыка П.И. Чайковского «Печальная песня», запись песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров».
Ход урока:
«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»
В. Г. Короленко
І Организационный этап (приветствие учащихся, организация рабочего места).
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество русского писателя, общественного деятеля Владимира Галактионовича Короленко тесно связана с Украиной. Будущий писатель родился в Житомире, здесь учился в гимназии, увлекался героическим прошлым украинского народа, творчеством Тараса Шевченко. Не случайно учитель гимназии Буткевич так сказал про Владимира Короленко: «Казацкий внук и правнук великого казацкого рода».
Украина, украинская культура и литература навсегда вошли в жизнь Короленко. Сегодня заключительный урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
– Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
(ответы детей).
ІІІ. Анализ картин В. Перова.
Посмотрите репродукции картин художника В. Перова – современника В. Г. Короленко.
– Что их сближает?
(На экране репродукция картин Перова «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети»).
IV Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Печальная песня».
– Слышите ли вы похожее настроение в музыке?
Это «Печальная песня» П.И. Чайковского, тоже современника В. Г. Короленко. Да, очень много печального и в произведении Короленко, и в картинах Перова, и в музыке Чайковского. Но мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. Попробуем их увидеть. (Обращение к эпиграфу).
– Помните как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».
– Как вы понимаете эти слова?
– Какими качествами должен быть наделен человек, «имеющий сердце»?
Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.
– А как вы понимаете эти слова?
V. Проверка домашнего задания (дети дома должны были выписать из толкового словаря значения этих слов).
На доске появляются толкования слов.
Любовь – чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые каким-нибудь несчастьем, горем.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.
– А Вася наделен этими добродетелями?
– Найдите в тексте подтверждение этому.
VІ. Работа в группах с текстом повести.
Ребята приводят цитаты из текста, подтверждающие их мнение.
– Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви, значит, одно невозможно без другого.
– Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим (он убегает из дома, его считают хулиганом).
VІІ. Беседа.
– Почему у Валека и Маруси до встречи с Васей не было друзей среди сверстников? Были ли настоящие друзья у Васи?
– Как началась дружба детей? Что они ценили друг в друге?
– В чем проявились дружеские чувства у детей?
– Какие испытания пережила их дружба?
– Какой след в жизни Васи оставила дружба с детьми подземелья?
– Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?».
(Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своем горе. Эта встреча открыла ему путь к себе и своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают ее чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим).
VІІІ. Разгадайте кроссворд.
А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
(Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом». Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в «дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
ІХ. Итог урока.
– Почему же, ребята «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»? (обращение к эпиграфу).
Действительно, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше отдает, тем больше приобретает.
Х Домашнее задание.
Напишите развернутый ответ на вопрос:
Что значит уметь сострадать?
ХІ Рефлексия.
Каждый учащийся получает лист бумаги, на котором должен продолжить и записать предложение «Самое главное, что я понял(ла), прочитав рассказ «В дурном обществе»».
Немає коментарів:
Дописати коментар