неділя, 14 лютого 2016 р.

Нравственные уроки рассказа В. Г. Короленко "В дурном обществе"

Цель урока: учить учащихся выражать свои мысли, характеризовать главных героев повести, развивать навыки слушания и говорения, воспитывать в детях чувство любви и сострадания.


Оборудование: текст повести, репродукции картин В. Перова, музыка П.И. Чайковского «Печальная песня», запись песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров».

Ход урока:

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»
В. Г. Короленко

І Организационный этап (приветствие учащихся, организация рабочего места).

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество русского писателя, общественного деятеля Владимира Галактионовича Короленко тесно связана с Украиной. Будущий писатель родился в Житомире, здесь учился в гимназии, увлекался героическим прошлым украинского народа, творчеством Тараса Шевченко. Не случайно учитель гимназии Буткевич так сказал про Владимира Короленко: «Казацкий внук и правнук великого казацкого рода».

Украина, украинская культура и литература навсегда вошли в жизнь Короленко.  Сегодня заключительный урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

– Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
(ответы детей).

ІІІ. Анализ картин В. Перова.

Посмотрите репродукции картин художника В. Перова – современника В. Г. Короленко.

– Что их сближает?

(На экране репродукция картин Перова «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети»).

IV Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Печальная песня».

– Слышите ли вы похожее настроение в музыке?

Это «Печальная песня» П.И. Чайковского, тоже современника В. Г. Короленко. Да, очень много печального и в произведении Короленко, и в картинах Перова, и в музыке Чайковского. Но мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. Попробуем их увидеть. (Обращение к эпиграфу).

– Помните как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

– Как вы понимаете эти слова?

– Какими качествами должен быть наделен человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.

– А как вы понимаете эти слова?

V. Проверка домашнего задания (дети дома должны были выписать из толкового словаря значения этих слов).

На доске появляются толкования слов.

Любовь – чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые каким-нибудь несчастьем, горем.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

– А Вася наделен этими добродетелями?

– Найдите в тексте подтверждение этому.

VІ. Работа в группах с текстом повести.

Ребята приводят цитаты из текста, подтверждающие их мнение.

– Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви, значит, одно невозможно без другого.

– Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим (он убегает из дома, его считают хулиганом).

VІІ. Беседа. 

– Почему у Валека и Маруси до встречи с Васей не было друзей среди сверстников? Были ли настоящие друзья у Васи?

– Как началась дружба детей? Что они ценили друг в друге?

– В чем проявились дружеские чувства у детей?

– Какие испытания пережила их дружба?

– Какой след в жизни Васи оставила дружба с детьми подземелья?

– Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?».
(Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своем горе. Эта встреча открыла ему путь к себе и своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают ее чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим).


VІІІ. Разгадайте кроссворд. 

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

(Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом». Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в «дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

ІХ. Итог урока.

– Почему же, ребята «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»? (обращение к эпиграфу).

Действительно, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше отдает, тем больше приобретает.

Х Домашнее задание. 

Напишите развернутый ответ на вопрос:

Что значит уметь сострадать?

ХІ Рефлексия. 

Каждый учащийся получает лист бумаги, на котором должен продолжить и записать предложение «Самое главное, что я понял(ла), прочитав рассказ «В дурном обществе»».

Немає коментарів:

Дописати коментар