неділя, 14 лютого 2016 р.

Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, аудиозапись «Полет шмеля», портрет А.С. Пушкина, произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», карточки с кроссвордом, конверты со строками из сказки Пушкина,, наклейки-звездочки за правильные ответы, рисунок «У Лукоморья дуб зеленый…», аппликация «В синем небе звезды блещут…»

Ход урока:

І Организационный этап (приветствие учащихся, организация рабочего места).

ІІ Актуализация опорных знаний учащихся. 

(Звучит отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…») (слайд 1).

Беседа
– Скажите, что за произведение вы сейчас услышали?
– Что это за отрывок?
– Что такое «Лукоморье»? (лук+море, обозначает «морской залив»).
– Кому принадлежат эти строки?
– Что вы знаете об этом гениальном поэте и писателе? (слайд 2)

ІІІ Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы будем говорить о сказках А.С. Пушкина. И тема нашого урока: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 3)

Посмотрите на иллюстрацию к сказке Пушкина:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет
Бочка по морю плывет….

– Из какой сказки эти строки? Чего не хватает на этой иллюстрации?

Звезды сегодня на уроке – это вы, вернее ваши правильные ответы. За каждый правильный ответ вы будете прикреплять на небо звездочку. Уверена, что к концу урока небо засветится звездами.

IV Работа по теме урока

1. Викторина «Отгадай-ка» (учащиеся по предложенным иллюстрациям, узнают сказки А.С. Пушкина) (слайд 4-11).

2. Викторина «Внимательный ли вы читатель?» (учитель читает отрывки из сказок, дети их называют, задания размещены на иллюстрации).

3. Работа над содержанием сказки о царе Салтане.

– Как звали сына царя Салтана?
– Кто исполнял все желания князя Гвидона?
– Как произошло знакомство князя Гвидона и царевны Лебеди? Найдите в тексте. (Показ фрагмента из художественного фильма производства киностудии «Мосфильм», 1966, режиссер Александр Птушко).



– В кого превращался князь Гвидон? В какой последовательности? Найдите в тексте. (Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Полет шмеля»)

А пока вы будете работать с текстом, будет звучать музыка. Вслушайтесь в нее, может быть кто-то из вас узнает это музыкальное произведение.

4. Отгадайте кроссворд
(самостоятельная работа учащихся)
– Какое слово получилось в выделенных клеточках (слайд 12).

5. Словесное рисование.
– Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает царевну Лебедь?
– Подберите слова, которые помогут нам представить ее точнее?
– Как называются эти слова? (эпитеты)

Посмотрите, как представил ее себе Михаил Врубель (слайд 13).

– Какие слова мы можем использовать для описания этой царевны? (Словарная работа) (слайд 14).

Грациозный – исполненный грации.
Грация – изящество, красота в движении.
Изящество – тонкая и строгая художественная соразмерность и красота.
Нежная – ласковая, исполненная любви.
Хрупкая – слабая, нежная.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Неприступная – строгая, надменная, избегающая близости с другими людьми.
Статная – стройная.
Царственная – величественная, горделивая, величавая.
Величие – наличие выдающихся свойств, внушающее уважение, преклонение.
Величественная – исполненная величия.
Величавая – исполненная внутреннего достоинства, внушающая почтение к себе.

(Звучит спокойная музыка)

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе царевну Лебедь, запомните, какая она. Нарисуйте словами свою иллюстрацию. Опишите ее. Посмотрите, как разные художники представляют себе царевну Лебедь (слайд 15).

6. «Волшебный конверт» (соедините строки в правильном порядке, чтобы получился целый отрывок) (слайд 16).

– Чем закончилась сказка?

V Итог урока

– Что нового открыли вы для себя на уроке? Что запомнилось? Что понравилось? (метод «микрофон». Сегодня на уроке я…). (слайд 17)

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

VІ Домашнее задание

Прочитать повесть А.С. Пушкина «Дубровский»


Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина

1) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком 
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
            («Сказка о царе Салтане»)

2) Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
            («Сказка о попе и  о работнике его Балде»)

3) Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
            («Сказка о рыбаке и рыбке»).

4) Царь с царевною простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи»
            («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5) Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жыл-был славный царь Дадон
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
            («Сказка о золотом петушке»)

6) Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер!  Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»
            («Сказка о мертвой царевне»)

7) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят
            («Сказка о царе Салтане»)

8) Пустились бесенок и зайка
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь…
            («Сказка о попе и работнике его Балде»)

9) Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
Сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят,
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой
            («Сказка о царе Салтане»)

10) Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
            («Сказка о мертвой царевне»)

11) Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат
Как увидел старик – испугался.
            («Сказка о рыбаке и рыбке»)

12) Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала
            («Сказка о золотом петушке»)



Немає коментарів:

Дописати коментар