Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, аудиозапись «Полет шмеля», портрет А.С. Пушкина, произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», карточки с кроссвордом, конверты со строками из сказки Пушкина,, наклейки-звездочки за правильные ответы, рисунок «У Лукоморья дуб зеленый…», аппликация «В синем небе звезды блещут…»
Ход урока:
І Организационный этап (приветствие учащихся, организация рабочего места).
ІІ Актуализация опорных знаний учащихся.
(Звучит отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…») (слайд 1).
Беседа
– Скажите, что за произведение вы сейчас услышали?
– Что это за отрывок?
– Что такое «Лукоморье»? (лук+море, обозначает «морской залив»).
– Кому принадлежат эти строки?
– Что вы знаете об этом гениальном поэте и писателе? (слайд 2)
ІІІ Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы будем говорить о сказках А.С. Пушкина. И тема нашого урока: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 3)
Посмотрите на иллюстрацию к сказке Пушкина:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет
Бочка по морю плывет….
– Из какой сказки эти строки? Чего не хватает на этой иллюстрации?
Звезды сегодня на уроке – это вы, вернее ваши правильные ответы. За каждый правильный ответ вы будете прикреплять на небо звездочку. Уверена, что к концу урока небо засветится звездами.
IV Работа по теме урока
1. Викторина «Отгадай-ка» (учащиеся по предложенным иллюстрациям, узнают сказки А.С. Пушкина) (слайд 4-11).
2. Викторина «Внимательный ли вы читатель?» (учитель читает отрывки из сказок, дети их называют, задания размещены на иллюстрации).
3. Работа над содержанием сказки о царе Салтане.
– Как звали сына царя Салтана?
– Кто исполнял все желания князя Гвидона?
– Как произошло знакомство князя Гвидона и царевны Лебеди? Найдите в тексте. (Показ фрагмента из художественного фильма производства киностудии «Мосфильм», 1966, режиссер Александр Птушко).
– В кого превращался князь Гвидон? В какой последовательности? Найдите в тексте. (Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Полет шмеля»)
А пока вы будете работать с текстом, будет звучать музыка. Вслушайтесь в нее, может быть кто-то из вас узнает это музыкальное произведение.
4. Отгадайте кроссворд
(самостоятельная работа учащихся)
– Какое слово получилось в выделенных клеточках (слайд 12).
5. Словесное рисование.
– Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает царевну Лебедь?
– Подберите слова, которые помогут нам представить ее точнее?
– Как называются эти слова? (эпитеты)
Посмотрите, как представил ее себе Михаил Врубель (слайд 13).
– Какие слова мы можем использовать для описания этой царевны? (Словарная работа) (слайд 14).
Грациозный – исполненный грации.
Грация – изящество, красота в движении.
Изящество – тонкая и строгая художественная соразмерность и красота.
Нежная – ласковая, исполненная любви.
Хрупкая – слабая, нежная.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Неприступная – строгая, надменная, избегающая близости с другими людьми.
Статная – стройная.
Царственная – величественная, горделивая, величавая.
Величие – наличие выдающихся свойств, внушающее уважение, преклонение.
Величественная – исполненная величия.
Величавая – исполненная внутреннего достоинства, внушающая почтение к себе.
(Звучит спокойная музыка)
Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе царевну Лебедь, запомните, какая она. Нарисуйте словами свою иллюстрацию. Опишите ее. Посмотрите, как разные художники представляют себе царевну Лебедь (слайд 15).
6. «Волшебный конверт» (соедините строки в правильном порядке, чтобы получился целый отрывок) (слайд 16).
– Чем закончилась сказка?
V Итог урока
– Что нового открыли вы для себя на уроке? Что запомнилось? Что понравилось? (метод «микрофон». Сегодня на уроке я…). (слайд 17)
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
VІ Домашнее задание
Прочитать повесть А.С. Пушкина «Дубровский»
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина
1) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
(«Сказка о царе Салтане»)
2) Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3) Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
4) Царь с царевною простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5) Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жыл-был славный царь Дадон
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
(«Сказка о золотом петушке»)
6) Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»
(«Сказка о мертвой царевне»)
7) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят
(«Сказка о царе Салтане»)
8) Пустились бесенок и зайка
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь…
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
9) Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
Сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят,
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой
(«Сказка о царе Салтане»)
10) Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
(«Сказка о мертвой царевне»)
11) Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат
Как увидел старик – испугался.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
12) Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала
(«Сказка о золотом петушке»)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, аудиозапись «Полет шмеля», портрет А.С. Пушкина, произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», карточки с кроссвордом, конверты со строками из сказки Пушкина,, наклейки-звездочки за правильные ответы, рисунок «У Лукоморья дуб зеленый…», аппликация «В синем небе звезды блещут…»
Ход урока:
І Организационный этап (приветствие учащихся, организация рабочего места).
ІІ Актуализация опорных знаний учащихся.
(Звучит отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…») (слайд 1).
Беседа
– Скажите, что за произведение вы сейчас услышали?
– Что это за отрывок?
– Что такое «Лукоморье»? (лук+море, обозначает «морской залив»).
– Кому принадлежат эти строки?
– Что вы знаете об этом гениальном поэте и писателе? (слайд 2)
ІІІ Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы будем говорить о сказках А.С. Пушкина. И тема нашого урока: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 3)
Посмотрите на иллюстрацию к сказке Пушкина:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет
Бочка по морю плывет….
– Из какой сказки эти строки? Чего не хватает на этой иллюстрации?
Звезды сегодня на уроке – это вы, вернее ваши правильные ответы. За каждый правильный ответ вы будете прикреплять на небо звездочку. Уверена, что к концу урока небо засветится звездами.
IV Работа по теме урока
1. Викторина «Отгадай-ка» (учащиеся по предложенным иллюстрациям, узнают сказки А.С. Пушкина) (слайд 4-11).
2. Викторина «Внимательный ли вы читатель?» (учитель читает отрывки из сказок, дети их называют, задания размещены на иллюстрации).
3. Работа над содержанием сказки о царе Салтане.
– Как звали сына царя Салтана?
– Кто исполнял все желания князя Гвидона?
– Как произошло знакомство князя Гвидона и царевны Лебеди? Найдите в тексте. (Показ фрагмента из художественного фильма производства киностудии «Мосфильм», 1966, режиссер Александр Птушко).
– В кого превращался князь Гвидон? В какой последовательности? Найдите в тексте. (Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Полет шмеля»)
А пока вы будете работать с текстом, будет звучать музыка. Вслушайтесь в нее, может быть кто-то из вас узнает это музыкальное произведение.
4. Отгадайте кроссворд
(самостоятельная работа учащихся)
– Какое слово получилось в выделенных клеточках (слайд 12).
5. Словесное рисование.
– Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает царевну Лебедь?
– Подберите слова, которые помогут нам представить ее точнее?
– Как называются эти слова? (эпитеты)
Посмотрите, как представил ее себе Михаил Врубель (слайд 13).
– Какие слова мы можем использовать для описания этой царевны? (Словарная работа) (слайд 14).
Грациозный – исполненный грации.
Грация – изящество, красота в движении.
Изящество – тонкая и строгая художественная соразмерность и красота.
Нежная – ласковая, исполненная любви.
Хрупкая – слабая, нежная.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Неприступная – строгая, надменная, избегающая близости с другими людьми.
Статная – стройная.
Царственная – величественная, горделивая, величавая.
Величие – наличие выдающихся свойств, внушающее уважение, преклонение.
Величественная – исполненная величия.
Величавая – исполненная внутреннего достоинства, внушающая почтение к себе.
(Звучит спокойная музыка)
Закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе царевну Лебедь, запомните, какая она. Нарисуйте словами свою иллюстрацию. Опишите ее. Посмотрите, как разные художники представляют себе царевну Лебедь (слайд 15).
6. «Волшебный конверт» (соедините строки в правильном порядке, чтобы получился целый отрывок) (слайд 16).
– Чем закончилась сказка?
V Итог урока
– Что нового открыли вы для себя на уроке? Что запомнилось? Что понравилось? (метод «микрофон». Сегодня на уроке я…). (слайд 17)
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
VІ Домашнее задание
Прочитать повесть А.С. Пушкина «Дубровский»
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина
1) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
(«Сказка о царе Салтане»)
2) Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3) Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
4) Царь с царевною простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Стала ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5) Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жыл-был славный царь Дадон
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
(«Сказка о золотом петушке»)
6) Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного»
(«Сказка о мертвой царевне»)
7) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят
(«Сказка о царе Салтане»)
8) Пустились бесенок и зайка
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь…
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
9) Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
Сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят,
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой
(«Сказка о царе Салтане»)
10) Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
(«Сказка о мертвой царевне»)
11) Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат
Как увидел старик – испугался.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
12) Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала
(«Сказка о золотом петушке»)
Немає коментарів:
Дописати коментар