неділя, 20 березня 2016 р.

Урок-путешествие по роману Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»

Цель урока: Совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения. Развивать творческие способности и эстетический вкус учащихся. Воспитывать читательский интерес.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: презентация к уроку, буктрейлер по произведениям   Ж. Верна, текст произведения, увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского, фрагменты из художественного фильма «Пятнадцатилетний капитан».

Его мечты на всей всемирной карте
оставили свой животворный знак
И. Северянин
«Жюль Верн»

Ход урока:
(Звучит увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского).

І Сообщение темы и целей урока

Слово учителя

Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по страницам романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (обращение к эпиграфу).

Представьте, что машина времени перенесла нас во Францию, в XIX век, а счастливый случай подарил встречу с писателем, за плечами которого – жизнь, полная удивительных приключений. О чем бы он рассказал своим будущим читателям? Возможно начал бы с такой истории...


ІІ  Работа по теме урока

1.    Сообщение заранее подготовленных  учащихся о Ж. Верне

 «Родился я в портовом городе Нант. Мой отец был адвокатом и видел меня наследником его дела, но я с детства мечтал о далеких морских путешествиях. Часто вместе со своим другом тайно пробирался в гавань, чтобы понаблюдать за кораблями, прибывающими из разных уголков мира. Нас привлекал шум морских волн, мы восхищались обветренными и обожженными тропическим солнцем лицами моряков, которые казались нам тогда самыми счастливыми людьми в мире. Хотелось вместе с ними побывать в дальних странах, почувствовать романтику морских путешествий. Море так неудержимо звало к себе, что однажды, когда мне было 11 лет, я, одевшись юнгой, пробрался на шхуну, направлявшуюся в Индию. Мысленно я был уже далеко от родных берегов, но мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно на шхуне появился отец и забрал меня домой».

В дальнейшем Жюлю Верну на собственной яхте удалось побывать во многих странах: Англии, Дании, Голландии, Германии, Швеции, Испании, Италии, Алжире . . . Увиденное там обогащало его фантазию, подсказывало необычные сюжеты. Но не только из путешествий Жюль Верн черпал знания о природе, традициях и обычаях народов мира. Прежде всего, писателя вдохновляли материалы книг, журналов, газет. Еще с детства Жюль восхищался произведениями Чарльза Диккенса, Даниеля Дефо и Джеймса Фенимора Купера. В одном из шкафов вместо книг писатель хранил несколько десятков дубовых ящичков. В них были разложены карточки с записями из самых разных наук: биологии, физики, математики, химии, языкознания и, конечно же, географии, которую больше всего любил Жюль Верн. Складывая эти карточки в бумажные обложки, он собрал около двадцати тысяч тетрадей. «Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки», – признавался писатель. Благодаря такому способу сбора информации Жюлю Верну удалось осуществить воистину грандиозный замысел – написать 65 романов (серия «Необыкновенные приключения»), события которых происходят в самых разных странах и даже за пределами планеты Земля!».


2. Слово учителя

Творческое наследие Ж. Верна действительно огромно. Предлагаю вашему вниманию буктрейлер по произведениям писателя.

Итак, роман «Пятнадцатилетний капитан» прочитан. Закрываем последнюю страницу и остаемся один на один со своими размышлениями и впечатлениями. Надеюсь, никто не остался равнодушным? Верно?

– Что же так привлекает читателей романа «Пятнадцатилетний капитан»?

– Какое произведение мы называем романом? (повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими действующими лицами, жизнь которых просматривается на большом промежутке времени).

– Можно ли о произведении «Пятнадцатилетний капитан» говорить как о приключенческом? Докажите (роман, описывающий запутанные ситуации, необыкновенные приключения, часто опасные).


3. Путешествие по географической карте (сообщение заранее подготовленного  учащегося, звуки моря).

Шхуна «Пилигрим» отправилась из Новой Зеландии, взяв курс на Тихоокеанское побережье Южной Америки. Вначале шхуна должна была зайти в порт Вальпараисо в Чили, а затем отправиться в Сан-Франциско. Из-за неисправности компаса шхуна отклонилась от курса и, обогнув, южную оконечность Америки, мыс Горн, вышла в Атлантический океан. Затем она пересекла его с юга-запада на северо-восток и потерпела крушение у берегов Экваториальной Африки (в районе Анголы). Капитаном шхуны был Дик Сэнд, пятнадцатилетний мальчик.


4. Просмотр фрагмента из художественного фильма реж. В. Журавлева, киностудии «Мосфильм», 1945, «Пятнадцатилетний капитан».



5. Работа с текстом. 

– Что вы узнали о Дике Сэнде, читая первые главы романа?

– Найдите в тексте описание внешности Дика Сэнда?

– Что говорят о Дике Сэнде автор и члены экипажа «Пилигрим»?

– При каких обстоятельствах нашему герою довелось стать капитаном?

– Одобряете ли вы решение Дика Сэнда стать капитаном? Аргументируйте свой ответ.

– С какими трудностями столкнулась команда «Пилигрима» под руководством молодого капитана?

– Как проявлял себя Дик Сэнд, выполняя обязанности капитана?


6.  Характеристика образа Дика Сэнда.

Составление кластеров (звуки моря).
  • решительный,
  • отважный, 
  • рассудительный,
  • взрослый не по годам,
  • строгий,
  • хладнокровный,
  • категоричный,
  • мужественный,
  • благородный,
  • ответственный.

7. Составление синквейнов.

Дик Сэнд
Смелый, благородный
Управляет, решает, помогает
Спасает пассажиров шхуны «Пилигрим»
Капитан

Дик Сэнд
Решительный, хладнокровный
Думает, ищет, добивается
Привык за победу бороться
Герой


8. Разгадайте кроссворд. 

  1. Сын мистера и миссис Уэлдон.
  2. Континент, где была развита работорговля.
  3. Корабельный повар.
  4. Имя негра, отличавшегося огромной силой.
  5. Проводник-американец, которого встретили путники после крушения «Пилигрима».
  6. Кузен миссис Уэлдон.
  7. Название затонувшего судна в Тихом океане.

9.  Викторина «Знатоки романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»»

  1. Назовите полное имя главного героя романа «Пятнадцатилетний капитан»? (Ричард Сэнд).
  2. Как звали спасенных с «Вальдека»? (Том, Бат, Остин, Актеон, Геркулес, собака Динго).
  3. Кем был Бенедикт для миссис Уэлдон? (Кузеном).
  4. Как звали мистера Уэлдона? (Джеймс).
  5. Какой науке посвятил свою жизнь Бенедикт? (Энтомология).
  6. Что означает название шхуны «Пилигрим»? (Странник).
  7. Как звали старую няню Джека Уэлдона? (Нан).
  8. Как умер Муани-Лунга? (Сгорел).
  9. Как назывался невольничий рынок, куда гнали караван? (Казонде).
  10. Кто исполнял роль мганнги? (Геркулес).
  11. Какое препятствие ожидало путешественников на реке Кванза? (Водопад).
  12. Что означали буквы «С.В.»? (Сэмюель Вернон – французский путешественник).

10. Подведение итогов урока. 

Прием «Литературная гипотеза». Согласились ли бы вы на морское путешествие, если бы капитаном был Дик Сэнд? (звуки моря)  


11. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Хотели бы вы иметь такого друга, как Дик Сэнд?»


12. The face of the book.


Ефремов Максим, 6-Б класс

 
Тетюшев Игорь, 6-Б класс

Кирик Сергей, 6-Б класс


Овчаренко София, 6-Б класс

Сингх Валерия, 6-Б класс

Непокрытая Алисия, 6-Б класс

Одольчук Максим, 6-Б класс

Хоменко Мила, 6-Б класс

Чальцева Лиза, 6-Б класс

Фомина Дарья, 6-Б класс

Немає коментарів:

Дописати коментар