середа, 26 жовтня 2016 р.

Урок-беседа по балладе Иоганна Вольфганга фон Гёте «Лесной царь».

Цель: Продолжить знакомство с литературными балладами. Совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения. Развивать навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к художественному слову.

  Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация к уроку, текст произведения, музыкальная баллада Ф. Шуберта «Лесной царь».

В балладе главное не событие,
а ощущение, которое оно вызывает,
дума, на которую оно наводит читателя.
В. Белинский

Ход урока:

І. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя. Мы продолжаем сегодня говорить о балладах и я приглашаю вас мысленно отправиться в Германию и познакомиться с великим немецким  поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гёте и его балладой «Лесной царь» (обращение к эпиграфу).

ІІ. Работа по теме урока.

Невозможно до конца понять художественное произведение, не познакомившись с личностью человека, написавшего его.

1. Сообщение заранее подготовленного учащегося о И. В. Гёте.

«Иоганн Вольфганг фон Гёте родился в 1749 году во Франкфурте-на-Майне в богатой бюргерской семье. Родители Гёте создали все условия для гармоничного развития ребенка. Обучение мальчика началось с трех лет. Он овладел основами юриспруденции, античной философии и литературы, верховой езды и рисования, игры на фортепиано и скрипке. Особое внимание уделялось изучению языков: английского, французского, итальянского, древнегреческого и латинского. В 1765 году Гёте поступает на юридический факультет Лейпцигского универстета, а затем в Страсбурский университет, но юриспруденция его не привлекала. Он очень любил литературу. 

Творческое наследие Гёте огромно: стихотворения,  баллады, элегии, поэмы, трагедии, романы. Главным творением Гёте по праву считают трагедию «Фауст».

2. Теория литературы.

– Что называется балладой?

(баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай; стихотворение особой формы на историческую тематику, в основе которого чаще всего народные легенды).

– Назовите главные признаки и особенности этого жанра.

(главная особенность баллады – стремительное развитие сюжета; главная тема в таких произведениях – столкновение с судьбой, роком; сюжет, как правило, посвящен изображению каких-либо таинственных событий в мире и судьбе человека).

– Назовите известные вам баллады и их авторов.

(В. Жуковский «Светлана», А Мицкевич «Свитязь», Р.Стивенсон «Вересковый мед», Р. Бёрнс «Честная бедность», «О Джоне Ячменное Зерно», Т. Шевченко «Тополя», «Причинна», «Лілея», І. Драч «Балада про соняшник»).

3. История создания баллады «Лесной царь».

Баллада «Лесной царь» была написана в 1782 году. И как известно сюжеты для большинства своих произведений Гёте заимствовал из легенд и народных поверий.

Сюжет баллады немецкий поэт-философ Гёте заимствовал в датском народном эпосе. В легенде, переведенной на немецкий язык Иоганном Готфридом Гердером, фигура злого духа называется Ольховым королем, Королем Ольх, или же Королем Эльфов. В датском и немецком фольклоре фигура короля Эльфов ассоциируется со смертью.

4. Выразительное чтение баллады «Лесной царь» на немецком языке.

Erlkönig

Wer reitet so spät durch Nacht und Wind?
Es ist der Vater mit seinem Kind.
Er hat den Knaben wohl in dem Arm,
Er faßt ihn sicher, er hält ihn warm.

"Mein Sohn, was birgst du so bang dein Gesicht?"
"Siehst Vater, du den Erlkönig nicht!
Den Erlenkönig mit Kron' und Schweif?
"Mein Sohn, es ist ein Nebelstreif."–
"Du liebes Kind, komm geh' mit mir!
Gar schöne Spiele, spiel ich mit dir,
Manch bunte Blumen sind an dem Strand,
Meine Mutter hat manch gülden Gewand."–

"Mein Vater, mein Vater, und hörest du nicht,
Was Erlenkönig mir leise verspricht?"
"Sei ruhig, bleibe ruhig, mein Kind,
In dürren Blättern säuselt der Wind." –

"Willst, feiner Knabe du mit mir geh’n?
Meine Töchter sollen dich warten schön,
Meine Töchter führen den nächtlichen Reihn
Und wiegen und tanzen und singen dich ein." –

"Mein Vater, mein Vater, und siehst du nicht dort
Erlkönigs Töchter am düsteren Ort?"
"Mein Sohn, mein Sohn, ich seh’es genau:
Es scheinen die alten Weiden so grau."

"Ich lieb dich, mich reizt deine schöne Gestalt,
Und bist du nicht willig, so brauch ich Gewalt!"–
"Mein Vater, mein Vater, jetzt faßt er mich an,
Erlkönig hat mir ein Leids getan!"–

Dem Vater grauset’s, er reitet geschwind,
Er hält in den Armen das ächzende Kind,
Erreicht den Hof mit Mühe und Not,
In seinen Armen das Kind war tot.

1782

– Что вы поняли из услышанного?
– Что особенного, на ваш взгляд, в балладе?
– Кто является героями?
– Какое трагическое событие положено в основу?

5. Выразительное чтение баллады «Лесной царь» на русском  языке в переводе В. Жуковского.


– Как, по вашему мнению, лучше читать произведение? В переводе или на языке оригинала? Почему?

М. Цветаева говорила: «Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов». Эту балладу переводили А. Фет, А. Григорьев, М. Рыльский, Б. Гринченко, но превзошел всех В. А. Жуковский, который был очень искусен как переводчик. Он умел переводить поэтические тексты, создавая новое стихотворение, но сохранив содержание оригинала.

Предлагаю вам послушать балладу «Лесной царь» на русском языке в переводе В. Жуковского.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец: в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

1818

6. Работа с текстом.

– Какое впечатление произвела на вас эта баллада?

– Когда и где происходит действие в произведении?

– В какое время суток отец и сын оказались в лесу?

– Какова была погода той ночью?

– Что чувствует ребенок?

– Чего он боится?

– Каким он представляет себе лесного царя?

– Какой цвет доминирует в балладе?  Что ассоциирует собой черный цвет?

– Что стало причиной страха ребенка?

– Как вы понимаете значение слова «страх»? (страх – очень сильный испуг, сильная боязнь; события, предметы, вызывающие чувства боязни, ужаса).  Подберите синонимы к этому слову (ужас, боязнь, трепет, опасение, жуть, опаска).

Ученый, новатор в науке, исследователь К. Циолковский говорил: «Страх уничтожается познанием природы».

– Страшно ли отцу? Почему?

– Чем, по вашему, отличается природа страха отца и сына?

– Почему отец не смог помочь ребенку?

– Есть ли в балладе непонятные для вас слова? (это устаревшие слова, архаизмы: «чертоги» - большое, пышное, великолепно украшенное помещение, великолепное здание, дворец; «сулить» - обещать; «перлы» - жемчужины; «вётла» - ива).

– В чем заключаются художественные особенности баллады? (соединение реального и фантастичного, лиризм, эмоциональное воздействие на читателя).

– Что придает стихотворению торжественности, яркости образов, выразительности? (тропы; многозначные слова: синонимы (скачет-мчится; ребенок, дитя, малютка, младенец; приник-прильнул; мгла-туман; душно-тяжко дышать); антонимы (волей-неволей, дитя-старик, белеет-темнеет).

– Какие художественные средства используются в балладе? (эпитеты «ездок оробелый», «лесной царь», «цветы бирюзовы», «хладная мгла», «прекрасные дочери»; метафора «ездок…не скачет, летит», «жемчужные струи»,  олицетворение «лесной царь нас хочет догнать», «ветер, проснувшись, колыхнул листы»; лексические повторы, гипербола «из золота слиты чертоги мои»).

– Какой фантастический элемент появляется в балладе? (разговор ребенка с лесным царем).

В балладе мастерски создана атмосфера тревоги и надвигающейся беды. Кажется вот-вот грянет трагедия, читателя с первых строк охватывает недоброе предчувствие.

7. Знакомство с музыкальной балладой Ф. Шуберта «Лесной царь».



В 1815 году австрийским композитором Ф. Шубертом была написана вокальная баллада «Лесной царь».

Франц Шуберт родился в 1797 году в австрийском городе Лихтентале в семье школьного учителя. Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет поступил в конквит (придворную капеллу), где был певчим в хоре и играл в симфоническом оркестре. Листая в один прекрасный день у себя в комнатушке том Гёте, Шуберт наткнулся на поэму о лесном царе. Вчитался – и вдруг в каждой строке, ему послышалась странная, сказочная музыка. В ней перемежались свист ветра, шелест деревьев заколдованного леса, топот перепуганного коня. Шуберт схватил гусиное перо и стал лихорадочно записывать в нотах звуковые образы. Именно это произведение принесло Шуберту известность в музыкальных кругах.

(Мультфильм «Лесной царь», реж. Бен Зелкович).

– Какие интонации звучат в музыкальном произведении? (несущийся галопом конь, стук сердец, стремительность, драматическое напряжение).

– Удалось ли Шуберту передать трагизм баллады?

8. Ассоциативное рисование.

Предлагаю вам с помощью цветных карандашей или фломастеров передать ту картину, которую Гёте создал с помощью художественного слова, а Шуберт  с помощью звуков, музыки.

– Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его сделали?

Сингх Валерия, 7-Б класс
Овчаренко София, 7-Б класс
Тремполец Надежда, 7-Б класс
Хоменко Мила, 7-Б класс
Фомина Дарья, 7-Б класс
Чальцева Лиза, 7-Б класс
Соловей Денис, 7-Б класс
Ефремов Максим, 7-Б класс

ІІІ. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

– А сейчас я предлагаю вам подумать и закончить любое предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я приобрел…
  • Меня удивило…

IV. Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома попробовать как можно выразительнее почитать эту балладу. А на следующем уроке у нас будет конкурс на лучшего чтеца. Желаю успеха! Всего доброго!

Немає коментарів:

Дописати коментар