середа, 17 січня 2018 р.

Урок – портрет. Омар Хайям. Мудрость через века.

Цель: Положить начало знакомству учащихся с литературой Востока. Познакомить с личностью поэта-мудреца, ввести в мир его поэзии; учить анализировать поэтический текст. Развивать речь и образное мышление. Совершенствовать навыки и умения последовательно и логично строить устный монолог. Воспитывать художественный вкус.

Оборудование: презентация к уроку, буктрейлер, тексты рубаи.

Четыре строчки источают яд,
Когда живет в них злая эпиграмма,
Но раны сердца лечит рубайят –
Четверостишья старого Хайяма
С.Я.Маршак

Ход урока:
(звучит восточная музыка).

І. Мотивация учебной деятельности

 Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы мудро прожить жизнь? (интерактивный опрос) – дети на цветных листах пишут ответы)

 А знаете ли вы, какие правила считал самыми важными ученый, поэт, философ Омар Хайям?

Он сказал об этом в своем рубаи:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше будь голодным, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Так писал Омар Хайям. Ярчайший талант Средневекой поэзии. Одни этой поэзией восхищались, другие – не понимали. Но никого творчество Омара Хайяма не оставило равнодушным.

ІІ. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомиться с творчеством поэта Древней Персии.

Я предлагаю вашему вниманию буктрейлер, который подготовил ученик вашего класса Блувбанд Кирилл.



ІІІ. Изучение нового материала

1. Теория литературы

 Кто впервые использовал жанр рубаи?
 Что такое рубаи?
 Докажите, что стихотворение, прочитанное в начале урока, соответствует особенностям жанра рубаи.

2. Работа в группах

Анализ рубаи по плану:

 Прочитать рубаи, разобраться в его содержании.
 Определить тему и идею стихотворения.
 Определить средства художественной выразительности.
 Сделать вывод о том, какой темой объединены эти рубаи

Группа І

Не хмурь бровей из-за ударов рока,
Упавший духом гибнет раньше срока.
Ни ты, ни я не властны над судьбой.
Мудрей смириться с нею. Больше проку!

Этот мир  эти горы, долины, моря –
Как волшебный фонарь. Словно лампа – зоря,
Жизнь твоя – на стекле нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.

(Оба стихотворения посвящены раздумьям о способности человека влиять на свою жизнь, свою судьбу. Автор говорит о том, что человек не властен над собственной судьбой и советует мужественно, достойно принимать все превратности судьбы. Если в первом стихотворении поэт говорит об этом прямо, то во втором – завуалировано, с помощью ярких образов и сравнений. Весь мир сравнивается с фонарем, а жизнь человека – это рисунок на стекле фонаря. Кто держит в руках этот фонарь? Кто рисует на стекле? Каждый выбирает для себя сам.
Тема рубаи – размышления над смыслом человеческой жизни, над влиянием человека на свою судьбу)

Группа II

Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!


Не сраженных тобой наповал в мире нет.
Кто бы разум при том не терял, в мире нет.
И хоть ты ни к кому не питаешь пристастья
Кто любви бы твоей не желал, в мире нет.

(Тема стихотворений – любовь в жизни человека. В первом рубаи поэт повторяет слово «любовь» трижды, наверное для тех «горемык», которые должны понять, что действительно основа всей жизни – любовь: к матери, к женщине, к родине, к ближнему.
Во втором  автор обращается к образу прекрасной женщины, которая настолько прекрасна, что весь мир теряет разум перед ней. Гипербола придает стихотворению еще большей выразительности.
Тема рубаи – значение любви в жизни человека)

Группа ІІІ

Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

Конечно, цель всего творенья – мы,
Источник знанья и прозренья –мы.
Круг мироздания подобен перстню,
Алмаз в том перстне, без сомненья, мы.

(Эти рубаи переполнены гордостью за человека, его способности, возможности. Поэт использует антитезы (высшая правда-низменное зло), метафоры (смерти, завязанной мертвым узлом), сравнения (круг мироздания подобен перстню). Автор уверен, что человеку по силам покорять самые высокие вершины, что есть цель всего созданья, это человек, который блестит как алмаз в перстне мироздания.
Тема рубаи – вера в человека, в его силы, способности и возможности)

IV Итог урока

 Как вы понимаете слова С. Я. Маршака о поэзии О. Хайяма? (писатель обращает внимание на мудрость поэта, его философские взгляды на жизнь).

Составление синквейна

Омар Хайям
Мудрый, несравненный
Вдохновляет, воспитывает, поучает
Заставляет задуматься о смысле жизни
Философ

V Домашнее задание

Подготовить (на выбор) скрапбукинг , кроссенс , рекламный проект, отзыв о творчестве Омара Хайяма.

Угощение восточными сладостями



Солопихина Елизавета, 8-А класс

Солопихина Елизавета, 8-А класс

Рябова Майя,
8-А класс

Сингх Валерия,
8-Б класс

Овчаренко София,
8-Б класс


Немає коментарів:

Дописати коментар