неділя, 5 травня 2019 р.

Урок-игра. Мир детства в повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»


Цель: Раскрыть особенности поведения, внутреннего мира главных героев произведения. Показать радостный мир детства. Развивать навыки устной связной речи, образное и ассоциативное мышление. Формировать позитивное мировосприятие. Воспитывать чувство взаимоуважения.

  Тип урока: урок-игра

Оборудование: презентация, выставка иллюстраций к произведению, текст произведения.


                          
                                                                    Есть книги, с которыми вы впервые встретились                                                                      в детстве, подружились или даже влюбились в
                                                                    них… К категории таких неординарных,
                                                                   действительно во всех отношениях известных
                                                                   книг, принадлежит повесть Марка Твена
                                                                  о приключениях мальчика по имени, знакомому
                                                                  сегодня всему миру, − Том Сойер
                                                                                
                                                                                                                 Анатолий Костецкий,
                                                                                                                украинский писатель
Ход урока:
І. Сообщение темы и целей урока
Добрый день, ребята!
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам повести американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». 

Как вы думаете, как нам лучше это сделать? Наверное на пароходе или плоту по величественной реке Миссисипи, как это делали герои этого удивительного произведения.



ІІ. Мотивация учебной деятельности
(обращение к эпиграфу)

III. Восприятие и усвоение учебного материала
1.     Инсценизация отрывка из повести
(Том белит забор).


2.     Краткие сведения о писателе (заранее подготовленный ученик, рассказ сопровождается презентацией).
Марк Твен – литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Ленгхорна Клеменса, настоящего мастера смеха, произведениями которого зачитывалась вся Америка, а потом и весь мир. Родился он 30 ноября 1835 в местечке Флорида в США. Это был пятый ребенок в семье, которая никогда не была богатой. Когда Сэмюэлю исполнилось 12 лет, умер отец и все заботы легли на его плечи. Так Сэм начал зарабатывать сам. В поисках заработков он много путешествовал, менял профессии. Свое литературное имя Марк Твен он выбрал неслучайно, когда работал лоцманом и водил пароходы по Миссисипи. («марк твен» означает «мерка два», такой глубины было достаточно для безопасного прохождения судна по реке и Сэмюэль часто кричал эти слова своему помощнику в рубку).
         В 1875 году он начал писать «Приключения Тома Сойера» - книгу, которой суждено было войти в сокровищницу мировой литературы.
         Биографы писателя уже давно установили, что большую часть приключений Тома Сойера автор пережил сам в возрасте своего героя.

3.     Работа с текстом произведения. Какой он Том Сойер? Попробуем разобраться. Беседа по содержанию повести.
1. Ваши впечатления о прочитанном. Что вам понравилось? Расскажите.
2. Что мы узнаем о Томе Сойере из первых глав повести? Какое впечатление он на вас произвел? (обращаю внимание на иллюстрации к произведению)
3. Благодаря каким качествам и умениям, чертам характера Тому удалось выйти из ситуации, в которой он оказался, да еще и «разбогатеть»?
4. Что общего у яблока, бумажного змея и дохлой крысы?
5. Почему все дети в городе завидовали Гекльберри Финну?
6. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?
7. Как Том и Гек нашли клад?
8. Расскажите, что случилось с Томом и Бекки? Охарактеризуйте поведение Тома в пещере. О каких качествах свидетельствует его поведение?
9. Определите отношение автора к своему герою, используя текст произведения.
Повесть переведена на многие языки мира (обращение к face of the book)

4.     Просмотр фрагмента из художественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», снятого в 1981 г. на киностудии в Одессе (реж. С. Говорухин) Эпизод в пещере.

- Так какой же он, Том Сойер?
(остроумный, энергичный, находчивый, предприимчивый, смелый, милосердный, дружелюбный, благородный, бескорыстный, добродушный, отзывчивый)
  
   5.     Разгадывание кроссворда

Кроссворд

1.     Название реки, которую так любил Том.
2.     Имя девочки, которая нравилась Тому.
3.     Имя тетушки Тома.
4.     Кем мечтал стать Том?
5.     Фамилия мальчика, друга Тома, который помогал ему белить забор.
6.     Фамилия вдовы, жизнь которой спасли Том и Гек.
7.     Имя лучшего друга Тома.
8.     Имя сводного брата Тома.
9.     Фамилия подруги Тома.
10. Имя мальчика, которому Том первому предложил белить забор.
11. Название городка, в котором происходит действие в повести.

12. Имя мальчика, друга Тома, который помогал ему белить забор. 



      6.     Разгадывание головоломки

Головоломка


        7.     Составление синквейнов
Том Сойер
Смелый, благородный
Озорничает, выдумывает, дружит
У него доброе и отзывчивое сердце
Весельчак


IV. Итог урока
         Том, как и сотни детей его возраста, как и многие из вас – живой веселый мальчишка, большой выдумщик и озорник. У него доброе  и отзывчивое сердце. В школе и церкви ему невыносимо скучно и неинтересно. За разные шалости и проделки его нередко наказывают, но он никогда не унывает и всякий раз находит новые забавы. Вот такой он, Том Сойер.
          Произведения Марка Твена любили, любят и будут любить и дети, и взрослые. Многие преклонялись перед его талантом. А поэтесса Марина Цветаева посвятила М.Твену стихотворение «Книги в красном переплете».
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет…В воздухе свежо…
Том в счастье с Беки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище…Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит через кочки
Приемыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!


V. Домашнее задание. Литературная гипотеза «Как сложится дальнейшая судьба Тома Сойера».

       Гладковская Василиса, 5-Б класс
Перетятько Артур, 5-Б класс
Чёрная Настя, 5-Б класс
Ена Мария, 5-Б класс
Осьмак Александра, 5-Б класс
Гарагатая Мария, 5-Б класс
Филипас Сергей, 5-Б класс
Тихий Максим, 5-Б класс  

Немає коментарів:

Дописати коментар