середа, 30 грудня 2020 р.

Нравственные уроки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


 Цель: Учить навыкам исследования характеров персонажей. Совершенствовать навыки составления характеристики образов героев произведения. Развивать навыки и умения анализировать текст художественного произведения. Воспитывать вдумчивого читателя.

 



Оборудование: презентация, выставка произведений Н.В.Гоголя, текст повести «Тарас Бульба», иллюстрации к произведению В.Ерко

 Тип урока: урок-размышление

 Ход урока:

Звучит украинская народная песня «Туман яром…»

І. Мотивация учебной деятельности

         Мы познакомились с творчеством Н.В.Гоголя. Писателя, жизненный путь которого, неразрывно связан с Украиной. «Мое сердце всегда останется привязанным к священным местам родины» – писал Н.В.Гоголь. «Наш бессмертный Гоголь» – так говорил о своем земляке Т.Г.Шевченко. Силой судьбы Н.В.Гоголю предназначено было стать великим писателем двух народов – украинского и русского.

Мы прочли повесть «Тарас Бульба». Мы были свидетелями того, как сражались украинские казаки с польской шляхтой за свою независимость. Мы узнали, что такое честь и бесчестье, доблесть и предательство; увидели гибель Остапа и Тараса, отдавших свои жизни во имя земли, на которой они родились. 

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас итоговый урок. И мы поговорим о нравственных проблемах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Сообщение учащегося: «История создания повести. Гоголь и Украина»

         М.В. Гоголь – народився в Україні, самозабутньо любив річки, ліси, степи українські. Вечорами, коли старий сліпий кобзар на ганку рідної домівки у с. Василівці Миргородського повіту Полтавської губернії співає пісні про справи давно минулих літ, про подвиги, що давно пройшли, про славних богатирів Запорізької Січі, – Гоголь думає, що повинен, неодмінно повинен написати про цих людей. Все більше занурюється він у вивчення історії українського народу. Повість «Тарас Бульба» переносить нас у далеке минуле. Гоголь воскресив Запорізьку Січ XVI-XVII століть, коли український народ, повний гніву і ненависті до своїх гнобителів – польських панів – взявся за зброю на захист своїх прав і національної свободи. Гоголь показав героїчну боротьбу українського народу за своє національне визволення, в ім'я землі, на якій вони народилися. (просмотр видеофрагмента о Запорожской Сечи)



Н.В.Гоголь писал: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, птицы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!».

2. Беседа по содержанию повести.

– В каком году была написана повесть «Тарас Бульба»?

– К какому литературному жанру относится повесть?

– Назовите главных героев произведения

– Что вы можете сказать о композиции повести?

– Какой эпизод является завязкой всего повествования?

(Просмотр фрагмента художественного фильма «Тарас Бульба» (реж. В.Бортко, 2009 г.). Эпизод «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями»).


– Каково первое впечатление о сыновьях Бульбы и самом Тарасе?

– Что необычного во встрече отца с сыновьями?

 (Сыновья, прибывшие из семинарии, еще робели, но в одном из них уже чувствовалось и хладнокровие и рассудительность, и нежелание прощать обиду, пусть даже обидчиком будет отец. И Бульба, несколько озадаченный таким поведением Остапа, оживляется, восклицая: « Добрый будет казак!». О младшем, Андрии, Бульба говорит: мазунчик. Но и из его уст отец слышит достойные слова, сказанные, правда, в запальчивости: «Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь казацкая сабля!». Во всем чувствуется: отец гордится своими сыновьями, нежно и крепко любит их… Участвуя в борьбе с поляками, Остап и Андрий, дети одного отца, встанут по разные стороны баррикад и выберут два разных пути).

         3. Исследовательская работа в группах:

І группа. Образ Остапа.

1. Портретная характеристика и жизненные ценности Остапа.

2. Годы обучения в Киевской академии.

3. Жизнь на Запорожской Сечи.

4. В боевых условиях.

 (В суровых условиях воспитывался в киевской академии. Но настоящей школой жизненного воспитания была Сечь. Здесь он сложился как воин, бесстрашный защитник родной земли. Сдержан, целеустремлен, хладнокровен. Он замкнут в себе, но за этой замкнутостью скрывается живая отзывчивость, глубокое чувство товарищества, привязанности к боевым собратьям. Внешне суров, но горячее сердце и горячая любовь к родине ведут на подвиг. Несгибаемая воля, сила духа чувствуется в нем в минуты трагической гибели. Отличительные черты характера: воля, любовь к родине, бесстрашие, хладнокровие).

ІІ группа. Образ Андрия.

1. Портретная характеристика и жизненные ценности Андрия.

2. Годы обучения в Киевской академии.

3. Жизнь на Запорожской Сечи.

4. Встреча с панночкой.

5. В боевых условиях.

 (Живая, страстная натура, Андрий не сошелся со сверстниками, тщательно скрывая движения души, «стыдно и бесчестно думать казаку о любви…». Он постоянно находится во власти своих дум, своих чувств. Главное в жизни – личное счастье. Он смел, бесстрашен. Но стремится к счастью ценой предательства отца, брата, боевых товарищей. Личные чувства победили; желание любви, счастья; горячность, хотя смел и решителен).

ІІІ группа. Образ Тараса Бульбы.

1. Внешность, нравы и жизненные ценности Тараса Бульбы.

2. Черты характера героя.

3. Тарас Бульба в бою (отношение к врагам).

4. Тарас Бульба – народный герой?

 (Тарас Бульба – старый запорожский казак, мужчина «преклонных лет». Уважаемый казачий полковник. Всю свою жизнь провел в боях и сражениях, военных походах и буйных гуляньях. Из-за этого жена редко видела его дома. Он зажиточный казак, дворянин (у него есть хутора, земли, слуги). Он не создан для домашней жизни, не может усидеть на месте, ему больше по душе походы и сражения. Сыновей, Остапа и Андрия, воспитывает в строгости, не балует их. Он страшно упрямый человек. Непреклонен, непоколебим, крепок как дуб, прямой, грубый и суровый человек.

Доблестный, храбрый, мужественный, смелый, патриот своей Родины).

4. Презентация исследовательской работы в группах (выступление учащихся)

 IV. Итог урока.

- Какие нравственные уроки мы извлекли из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

Чтение стихотворения К. Симонова «Тарас Бульба»

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.

До грузных плечей добралось ему пламя.

Он смотрит туда, где на синем Днепре

Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит

Бороться весь век с бусурманскими псами,

И ветер степной над огнём шевелит

Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Я знаю отчизна им силу дала,

Им службу Тарасова кровь сослужила.

Я знаю она в это время текла

В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает...

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

 V. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Над чем заставила меня задуматься повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?»











 



Немає коментарів:

Дописати коментар